Меню
0 Comments

ОГИС 2019. Экспозиция «Почетный эскорт» Гаража Особого Назначения

Вот и прошла Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина 2019. Впечатления по большей части положительные. Масса заинтересованных любителей классики, интересно погулять и пообщаться. Я был на выставке в первый день работы, 7го марта. Некоторые стенды продолжали заполняться, но я в основном уделил внимание тем, кто был готов. Фотографий достаточно много, поэтому будет несколько записей. Начну с экспозиции Гаража Особого Назначения. В этом году стенд был посвящен не лимузинам первых лиц, а технике сопровождения — мотоциклам в кортежах. Автомобили, конечно, тоже были, но на вторых ролях.

Итак, начнём. В самом укромном уголке выставки стояли мотоциклы и манекены самого раннего и самого современного кортежей.

Мотоцикл М-72 стал родоначальником всех последующих поколений мотоциклов, несущих службу в Почётном эскорте. Первый выезд кортежа в сопровождении Отдельного мотоциклетного взвода ОПСН УКМК на мотоциклах М-72 состоялся 1 июня 1956 года во время государственного визита Президента Югославии Иосипа Броз Тито.

Годы службы в Почётном эскорте — с 1956 по 1961. Рабочий объём двигателя, см3 — 746 Мощность, л.с. при об/мин-22/4500 Максимальная скорость (одиночка/с коляской), км/ч -105 / 85 Разгон 0-100 км/ч (одиночка/с коляской) 26 сек (до 85 км/ч с коляской). На манекене — летняя экипировка офицера-мотоциклиста Отдельного мотоциклетного взвода ОПСН УКМК образца 1956 года. Парадная форма одежды для личного состава Отдельного мотоциклетного взвода ОПСН УКМК впервые была установлена приказом Председателя КГБ при Совете Министров СССР от 16 июля 1956 года. Двубортный закрытый парадный мундир изготавливался из крепа стального цвета. Его конструкция была аналогична парадному мундиру офицеров роты Почетного караула, с одним отличием — пристяжной фигурный лацкан, обшлага рукавов и воротник выкраивались из приборного сукна не красного, а василькового цвета. С мундиром полагалось носить брюки в сапоги, сшитые из габардина синего цвета, а какже коричневые кожаные перчатки. Парадная фуражка изготавливалась из крепа стального цвета по принятому на снабжение для офицеров отдельной роты Почетного караула военной комендатуры г. Москвы, только околыш и кант были василькового цвета. Представленный на стенде парадный мундир имеет специальное канительное шитье металлизированной нитью на обшлагах и воротнике, выполненное вручную, что дополнительно подчеркивает особый статус этой форменной одежды. Подобное шитье было установлено только для офицерского состава. Так как штатное расписание Отдельного мотоциклетного взвода на момент его основания предусматривало только три офицерских должности, представленный мундир демонстрирует очень редкий тип форменной одежды того периода.

В настоящее время Почётный эскорт несёт службу на мотоциклах BMW R1150RT зимой и BMW R1200RT в летний период. Мотоциклы BMW R1200RT несут службу в Почётном эскорте с 2012 года. За это время они успели принять участие в таких значимых для страны событиях, как встреча Олимпийского огня в 2012 году, инаугурациях Президента Российской Федерации 2012 и 2018 годах. Все информационные агентства мира облетели фотографии, где в мае 2018 года в «обрамлении» именно этих мотоциклов был осуществлён первый выезд нового автомобиля Президента Российской Федерации Aurus.

Мотоцикл BMW R1200RT Служба в Почетном Эскорте — с 2012 года, Рабочий объем двигателя, см3 — 1170, Мощность, л.с. при об/мин — 125/7750, Максимальная скорость, км/ч — 210, Расход топлива — 5,3 л/100 км, Масса сухая/снаряженная, кг — 249/274. На манекене — современная экипировка офицера-мотоциклиста Почетного эскорта образца 2014 года. Мотоциклетная форма индивидуального пошива, отвечает всем современным требованиям безопасности. Имеет съемные NP-протекторы на плечах, локтях, спине, бедрах и коленях. В осенний период используется съемная термокуртка, брюки на ватной подкладке с лямками и съемный утеплитель для горла. Шлем радиофицирован, имеет встроенные динамики и микрофон. Предусмотрена система антизаполтевания визора, а также встроенный дополнительный противосолнечный визор. По центру передней части шлемофона крепится эмблема с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Основная же экспозиция расположилась справа от стендов с данными мотоциклами, а также литературой.

Кортежи 1956 — 1973 гг.

В первые годы, когда началась история Отдельного мотоциклетного взвода ОПСН УКМК, мотоциклисты на мотоциклах М-72 в основном сопровождали автомобили ЗИС-110. В зависимости от времени года и особенностей протокола, это могли быть либо автомобили с закрытыми кузовами, либо автомобили с открытыми вариантами кузовов.

Представленный образец автомобиля ЗИС-110Б фаэтон интересен, прежде всего, тем, что это был первый послевоенный представительский автомобиль с открытым кузовом. Общее количество выпущенных ЗИС-110Б — 213 экземпляров, что составляет немногим более 10% от общего выпуска ЗИС-110. Именно ЗИС-110Б стал первым автомобилем, участвовавшим в парадах, как в Москве, так и во многих других городах Советского союза. В 1961 году на смену М-72 пришли мотоциклы К-750, которые чаще всего сопровождали автомобили ЗИЛ-111А и ЗИЛ-111В. Именно этих мотоциклах Почётный эскорт сопровождал встречи первых космонавтов. В 1967 году на смену К-750 заступили на службу модернизированные мотоциклы К-750М, а в 1968-м к ним добавились новые К-650, которые до 1973 года одновременно с К-750М ходили в составе кортежей.
22 января 1969 года, во время трагического случая покушения на кортеж с космонавтами космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5», водитель Почётного эскорта Василий Зацепилов на мотоцикле К-650 закрыл собой автомобиль с космонавтами.

На манекене представлена парадная форма мотоциклиста Почётного эскорта образца 1964 года. 10 марта 1964 года новым приказом Председателя КГБ при СМ СССР для всех категорий личного состава Отдельного мотоциклетного взвода, кому была положена особая парадная форма, был отменен двубортный закрытый мундир и вместо него введён однобортный открытый мундир из крепа стального цвета. Этот мундир имел отложной воротник, к краям которого пришивались васильковые петлицы с кантом золотистого цвета и эмблемами мотострелковых войск. Этим же приказом сержантам и солдатам Отдельного мотоциклетного взвода предписывалось ношение при парадной форме пояса офицерского образца.
Кортежи 1974-1979 гг.

В 1974 году на службу в Почётный эскорт заступили мотоциклы «Днепр-ЭС», проекта «Эскорт-73», которые оставались на боевом посту до 1979 года. Именно в этот период Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев пользовался автомобилями ЗИЛ-114.

Представительский лимузин ЗИЛ-114 начали разрабатывать в 1962 году, первые пять серийных машин были выпущены в 1967. Строгие консервативные линии этого нового автомобиля надолго определили облик автомобилей первых лиц нашего государства. Модель ЗИЛ-114, в отличие от предшествующей 111 модели, разрабатывалась как единая агрегатная платформа для целого семейства унифицированных автомобилей. На его базе были созданы седан ЗИЛ-117, микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность», а также варианты с открытыми кузовами. Именно этот автомобиль стал символом эпохи стабильности и мощи Советского государства в 70-е годы XX века. Число мотоциклов в составе кортежей в то время могло достигать 18 единиц.

На манекене представлена экипировка мотоциклиста почётного эскорта образца 1970 года. 10 ноября 1970 года был подписан Приказ председателя КГБ при СМ СССР, в котором были утверждены очередные описания предметов форменной одежды и нормы снабжения ими военнослужащих. Вместо прежней шевретовой куртки, вводилась новая летняя куртка коричневого цвета, сшитая по образцу, принятому на снабжение в Минобороны СССР для лётного состава. С этой курткой предписывалось носить летние шевретовые коричневые перчатки, которые часто надевались с белыми крагами. Хотя куртка авиационного образца официально была введена только в 1970 году, многочисленные фотодокументы свидетельствуют, что её ношение в качестве парадной одежды мотоциклетного взвода началось ещё в начале 60-х годов. Новым предметом парадной формы, утверждённым в приказе, стал пластиковый защитный шлем. Реально такие шлемы, тогда ещё производства ГДР, стали использоваться с конца 60-х годов. Шлемы были белого цвета, спереди на них закреплялась кокарда, установленная для парадно-выходных фуражек офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы. В последующие годы были приняты отечественные шлемы, спроектированные и изготовленные заводом «Звезда» с использованием технологий и опыта изготовления авиационных шлемов. На лобовой части шлема закреплялось изображение Государственного герба СССР. Эти шлемы прослужили в Почётном эскорте до середины 90-х годов.
Мотоциклы «Днепр-ЭС» впервые создавались исключительно для нужд Почётного эскорта. Хотя они и оставались модификациями серийных машин, в их конструкцию были внесены ряд изменений, связанных со спецификой службы. Прежде всего, это касалось внешнего оформления самих мотоциклов. На «Днепр-ЭС» появились спецсигналы красного цвета, защитные дуги, ветровые щитки нового дизайна. Кроме этого, специально для этих мотоциклов были спроектированы не-пассажирские боковые прицепы, для эксплуатации в зимний период. Все мотоциклы оснащались спецсвязью.
Всего в 1973 году было выпущено 30 экземпляров мотоцикла «Днепр-ЭС».

Кортежи 1980-1993 гг.

В 1980 году на смену мотоциклам «Днепр-ЭС» пришли мотоциклы «Днепр-14.9». Конструкция этих мотоциклов была специально разработана для нужд Почётного эскорта. В отличие от «Днепр-ЭС» новые мотоциклы по конструкции значительно отличались от серийных машин. Прежде всего, отличался силовой агрегат. Новый 750-кубовый двигатель развивал мощность в 50 л.с. и был снабжён пятиступенчатой коробкой передач без заднего хода и автомата выжима сцепления.

Для мотоцикла «Днепр-ЭС» были разработаны новая рама и специальная бесштоковая передняя вилка. Кроме этого была существенно улучшена защита водителя.
В 1978 и 1984 годах были выпущены две промышленные партии «Днепр-14.9». Всего было выпущено 50 экземпляров таких мотоциклов.

На манекене представлен парадный мундир мотоциклиста Почётного эскорта образца 1970 года 10 ноября 1970 года был подписан Приказ председателя КГБ при СМ СССР, в котором были утверждены очередные описания предметов форменной одежды и нормы снабжения ими военнослужащих. Вместо парадного мундира стального цвета был введён парадный мундир из чистошерстяной диагонали цвета морской волны, изготавливавшийся по образцу парадно-выходного мундира для офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы. Форма дополнялась пластмассовым радиофицированным шлемом ЗШ-ЗМ белого цвета.
Следующим поколением специальных эскортных мотоциклов стал «Днепр 14.9М», это была модернизация предыдущей модели «Днепр 14.9». Пойти путём модернизации было решено в результате неудачи с разработкой перспективного мотоцикла проекта «Эскорт-86» в 1983 году. В результате модернизации удалось снизить массу мотоцикла, улучшить эргономику и динамику, разработать новый корпусной обтекатель, усовершенствовать переднюю вилку. Также была значительно переработана электросистема мотоцикла. Кроме этого, для зимней эксплуатации был разработан совершенно новый боковой прицеп. Прежние боковые прицепы эксплуатировались на трёх поколениях эскортных мотоциклов, начиная с 1973 года.
«Днепр 14.9М» стал последним эскортным мотоциклом СССР.

Всего в 1989 году было выпущено 25 экземпляров «Днепр 14.9М».
Мотоциклы «Днепр 14.9М» несли службу в Почётном эскорте до 1993 года в летнем варианте и до 1996-го в качестве зимних боевых машин. Из значимых событий, в которых принимали участие мотоциклисты Почётного эскорта на этих мотоциклах, следует упомянуть, прежде всего, участие в съёмках документального фильма «Охрана Президента» (1990 г.), а также сопровождение кортежа первого после распада СССР визита президента США Б. Клинтона в Российскую Федерацию в январе 1994 года.
Автомобилями первых лиц в этот период последовательно были ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047. Эти автомобили конструктивно были дальнейшим развитием ЗИЛ-114, отличаясь, прежде всего, новым силовым агрегатом и изменённым внешним дизайном. Однако строгость форм подчёркивала преемственность представительских автомобилей ЗИЛа.

Кортежи 1993-2019 гг.

В 1993 году произошла смена поставщика мототехники — на смену мотоциклам «Днепр» пришли BMW. Решение в пользу немецкого производителя было принято после тщательного изучения предложений от нескольких ведущих мировых мотопроизводителей. К сожалению, на тот момент получить новый отечественный эскортный мотоцикл не представлялось возможным.
В период с 1993-го по 1996 год мотоциклы «Днепр-14.9» и BMW K75RT несли службу параллельно, сменяя друг-друга по сезонам.

На манекене представлена опытная летняя облегчённая форма образца 2000 года. В 2000 году во время инаугурации Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина была осуществлена опытная носка разновидности летней облегчённой формы, состоявшей из тех же предметов, что и собственно летняя форма, но с курткой и брюками, сшитыми из хлопкополиэфирной ткани небесно-голубого цвета, а также с белыми перчатками. Этот вариант формы по результатам опытной носки признали неудовлетворительным.
В 1996 году для зимней эксплуатации было принято решение приобрести мотоциклы BMW К75 с боковым прицепом. Фирма BMW отказалась принять заказ на оснащение мотоциклов боковыми прицепами. В качестве альтернативного варианта решили разместить заказ на изготовление прицепов для зимних мотоциклов на фирме «Watsonian-Squire» в Великобритании. Все двадцать зимних мотоциклов BMW были поставлены в Россию зимой 1996 года.

На манекене представлена летняя облегчённая церемониальная форма военнослужащих Почётного эскорта. 16 января 1998 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена церемониальная военная форма одежды военнослужащих Почётного эскорта ФСО России. Для личного состава Почётного эскорта устанавливались три разновидности церемониальной формы: летняя, летняя облегчённая, демисезонная и зимняя. До этого момента Почётный эскорт был экипирован в форму, установленную к ношению ещё в 70-е годы XX века. Летняя облегчённая церемониальная форма военнослужащих Почётного эскорта состоит для ношения в жаркое время состоит из радиофицированного шлема немецкого производства, кожаных брюк или облегченных брюк из хлопкополиэфирной ткани, аналогичной по конструкции летним кожаным, рубашки с галстуком, облегчённых хромовых ботинок и белых перчаток. По центру передней части шлема крепится эмблема с изображением Государственного герба Российской Федерации.
В качестве основных боевых машин мотоциклы BMW K75RT несли службу в Почётном эскорте до 2011 года. За время своей службы, кроме протокольных мероприятий в рамках визитов иностранных делегаций они также принимали участие во множестве значимых событий нашей страны. Инаугурации Президентов Российской федерации 2000, 2004, 2008 годов, церемония переноса Вечного огня, а также траурные мероприятия — все они не обошлись без участия Почётного эскорта именно на этих машинах. В настоящее время эти мотоциклы продолжают нести службу в качестве учебно-тренировочных машин.

Почти одновременно с переходом на мотоциклы BMW произошла смена и автомобиля первого лица. Здесь тоже предпочтение было отдано немецкому производителю — фирме Daimler-Benz. В 1994 году Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин стал использовать Mercedes-Benz S500 W140, который в 1996 году был заменён на Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W140. В отличие от предыдущего варианта с бронированием, осуществлённым сторонним производителем — фирмой Trasco- Bremen, он имеет оригинальную фирменную систему бронирования. Этой же машиной в период 2000-2004 годов пользовался Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.