Меню
0 Comments

Пятьдесят оттенков красного. Пожарные автомобили на Олдтаймер-Галерее 2018.

Именно так, в шутливой форме, окрестил 27-ю по счету Олдтаймер-Галерею сам Илья Сорокин на открытии выставки. В первый же день мероприятия мне посчастливилось побывать там. Мои впечатления остались положительными. Несколько факторов повлияли на это. Во-первых, ранее я ни разу не присутствовал на ОГИС, во-вторых, в родном Санкт-Петербурге подобных ежегодных мероприятий не проводится.

Ранее я читал отчёты о прошлогодних выставках в Сокольниках и неизменно видел отзывы о стоимости билетов. У меня очень сильное недоумение на этот счёт. Как в анекдоте про ежиков – колется, но всё равно продолжаем. Кроме того, билеты на треть дешевле можно было купить на сайте мероприятия, не понимаю по каким причинам этой возможностью не воспользоваться в XXI веке.

Перейдём к самим экспонатам. Краткий обзор основных «шоу-стопперов» я уже выкладывал неделю назад, а теперь, хоть выставка уже и завершена, пройдёмся по основной теме мероприятия – пожарной технике. Напомню, что обилие красных автомобилей связано с тем, что в 2018 году отмечается столетний юбилей пожарной охраны СССР.

АЦП-20(63) 19М
Пожарная автоцистерна АЦП-20(63)19М предназначалась для доставки боевого расчёта и запаса огнетушащих веществ к месту пожара. Явилась дальнейшей модернизацией пожарной автоцистерны ПМГ-19 и выпускалась серийно Варгашинским заводом противопожарного оборудования с 1963 года.
Буква «П» в обозначении автоцистерны указывает на используемое в её конструкции шасси повышенной проходимости.
Со временем от этого обозначения отказались. Автомобиль предназначался для тушения пожаров в сельской местности и на сельскохозяйственных предприятиях. Боевой расчёт пять человек. Ёмкость цистерны для воды — 950 л, бака для пенообразователя 105 л. Пожарный насос ПН-20/1 производительностью 20 л/с.
Серийный выпуск автоцистерны АЦП-20(63)19М прекращён в 1968 году в связи с освоением Варгашинским заводом противопожарного оборудования модели АЦ-30(53А)106. За пять лет выпуска завод изготовил 5710 автоцистерн этой марки. До наших дней сохранилось достаточно много таких автомобилей, отдельные экземпляры установлены как памятники, например, в Москве на улице Бориса Галушкина у фасада Академии государственной противопожарной службы МЧС.

Автонасос на шасси АМО-4

АМО-4, автонасос
Одна из первых полностью советских пожарных машин, созданная на шасси грузовика АМО-4. В задней части шасси установлен центробежный насос Д-20, способный перекачивать 1500 литро в минуту. Насос приводился от вала отбора мощности, соединявшего хвостовики сцепления и раздаточной коробки, расположенной в задней части кабины. Над насосом внутри надстройки помещался «бак первой помощи» с 360 литрами воды. В задней части устанавливалась надстройка из дерева, с каждого борта которой делались сиденья для шести пожарных и катушки с выкидными рукавами — каждый по 80 метров. Еще одна катушка с рукавом длиной 160 метров подвешивалась сзади у насоса. Пожарные рукава и лестницы крепились над надстройкой, а в её ящики укладывалось пожарное оборудование. В нишах подножек клали лопаты, ломы, багры и прочее. С правой стороны у кабины крепились колокол и два огнетушителя, с левой — пожарная колонка.

АМО-4, автонасос

АМО-4, автонасос
International Harvester B120

International Harvester B120
Шведская пожарная машина 1960 года выпуска на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 литров в минуту, установленном спереди. Все пожарное оборудование изготовлено фирмой Henrikssons Brandredskap.
Автомобиль с 1995 года нёс службу в пожарной части карельского города Костомукша, в 2005 году был списан, продан в частные руки и затем отреставрирован до первоначального состояния.

Пожарный автонасос ПМЗ-18

Автонасос ПМЗ-18
Пожарный автонасос ПМЗ-18 выпускался серийно с 1955 года Прилукским заводом противопожарного оборудования. Проектные чертежи для него были разработаны Особым конструкторским бюро № 8. ПМЗ-18 был наиболее распространённым пожарным автонасосом в эпоху, предшествующую массовому поступлению на вооружение огнеборцев пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130.
Автонасос имел самый большой среди автомобилей этого типа бак так называемой «первой помощи» объёмом в 465 л.
Для своего времени запас вывозимых на пожар напорных рукавов был рекордным: 16 рукавов диаметром 51 мм и 33 рукава диаметром 66 мм. Надёжность конструкции автонасоса ПМЗ-18 пользовалась уважением у водителей.
Представленный на выставке пожарный автонасос ПМЗ-18 был обнаружен любителями отечественной техники в одном из колхозов Московской области. Летом 2007 года он был восстановлен специалистами Службы материально-технического обеспечения ГУП «Мосгортранс». Автонасос был восстановлен в том состоянии, в котором был получен на реставрацию, то есть с сохранением всех особенностей, внесённых в его конструкцию при поступлении в колхоз. В его кузове в дополнение к имеющемуся баку первой помощи был установлен водяной бак ёмкостью свыше 1000 л, необходимый для вывоза запаса воды на тушение пожара в сельской местности. Отсюда, учитывая суммарную ёмкость водяных баков, название восстановленного автомобиля «АЦ-2», присвоенное ему произвольно. Кроме того, напорные патрубки пожарного насоса ПН-30 из-за неправильной его сборки выведены в заднюю часть кузова (у серийного автомобиля они выводились на борта кузова).
Не смотря на эти перечисленные недостатки, автомобиль представляет собой большую историческую ценность, являясь единственным сохранившимся экземпляром пожарного автонасоса ПМЗ-18 на территории постсоветского пространства.

Пожарная автолестница АЛ-30

Пожарная автолестница АЛ-30
Пожарные автолестницы АЛ-30(131) выпускались Торжокским машиностроительным заводом с 1970 года. Проект автолестницы разработан Особым конструкторским бюро «Пожарная техника» под руководством ведущего конструктора Ю.А. Курчакова. Автолестница по праву считается настоящим символом советской пожарной охраны. Она является самым массовым выпускаемым промышленностью специальным пожарным автомобилем. Всего с 1970 по 1983 годы было выпущено 1700 автолестниц этой модели.
С 1970 года выпускалась модель Л21, имеющая гидравлический привод и конструкцию комплекта колен, сохранившуюся со старых моделей на шасси ЗИЛ-157. Особенностью этой конструкции были так называемые «замыкатели», разгружавшие колена лестницы в выдвинутом положении на определённой высоте. Наиболее очевидным внешним отличием этих автолестниц от последующих моделей является своеобразный «светофор» (транспорант световой указательной сигнализации), установленный на четвёртом колене автолестницы. Автолестница поставлялась на экспорт в страны социалистического лагеря, в том числе и в тропическом исполнении. Выпуск модели прекращён в 1983 году в связи с необходимостью модернизации автолестницы под требования нового ГОСТа.
В 1971 году на базе Л21 была выпущена единственная автолестница АЛ-30(131) модели Л22, отличительной особенностью которой была люлька оператора, подвешенная к первому колену. Автомобиль серийно не выпускался по причине многочисленных технических недостатков конструкции. С 1983 года Торжокским машиностроительным заводом выпускалась автолестница АЛ-30(131)506, основным отличием которой от модели Л21 являлся переход системы выдвижения колен на двухканатную лебёдку, позволявшую теперь, отказавшись от замыкателей, выдвигать колена на любую высоту. В дальнейшем конструкция автолестниц всё больше совершенствовалась, а Торжокский машиностроительный завод выпускал модернизированные модели ПМ-506 и в 90-е годы XX века.

ПМГ-1

ПМГ-1

ПМГ-1
Ford 798T

Ford 798T
Пожарный автомобиль в типично американском стиле с расположением насоса впереди, а не сзади, как это принято, например, у европейских или советских пожарных машин. Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем если бы он устанавливался сзади.
Многоместная кабина пожарной машины шире и выше стандартной кабины бортового грузовика и она интегрирована в цельную силовую структуру пожарной надстройки. Кузов выполнен по распространенной в те годы технологии: деревянный несущий каркас обшит стальными наружными панелями, и даже у каждой двери и каждого люка пожарных отсеков есть свой каркас из дерева. В качестве специальных сигналов использовались красные фонари — проблесковых маячков в 40-е годы еще не существовало.

Ford 798T
АЦ-40(130)63Б

АЦ-40(130)63Б
Свою историю пожарные автоцистерны на шасси ЗИЛ-130 начинают в 1963 году, когда Прилукский завод противопожарного оборудования по проекту Особого конструкторского бюро № 8 изготавливает опытный образец пожарной автоцистерны АЦ-30(130)63. Автоцистерна серийно выпускается в 1965-1967 годах. Созданная на базе манёвренного, скоростного, мощного и грузоподъёмного автомобиля ЗИЛ-130 автоцистерна произвела настоящую революцию в советской пожарной технике, справедливо считаясь пожарным автомобилем следующего поколения.
С 1966 года начинает выпускаться модернизированная пожарная автоцистерна АЦ-30(130)63А. Лишённая недостатков предыдущей модели, но сохранившая все преимущества шасси ЗИЛ-130, пожарная автоцистерна модели 63А после модернизации 1972 года, когда на неё был установлен современный производительный насос ПН-40, стала одной из самых лучших советских пожарных автоцистерн. Особенностью её устройства был механический привод специальных агрегатов, отличавшийся высокой надёжностью в эксплуатации. Автоцистерна стала одним из самых массовых основных пожарных автомобилей СССР. Всего за период 1966-1983 годов выпущено более 16000 единиц этой модели. Пожарная автоцистерна активно поставлялась на экспорт в страны социалистического лагеря, в том числе и в тропическом исполнении.
С 1978 года начинается выпуск пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63Б. Они отличалась высокой ёмкостью цистерны для воды — 2350 л и бака пенообразователя — 165 л. Попытки внедрить в конструкцию ряд новых технических решений, касающихся, например, жёсткого крепления пожарной цистерны, внедрения КАМАЗовской тормозной системы и элементов пневматического управления пожарным насосом, привели к серьёзным проблемам в эксплуатации этих пожарных автоцистерн.
Пожарные автоцистерны модели 63Б прослужили достаточно долго и многие из них работали уже в XXI веке.

Magirus Deutz 150 D10

Magirus Deutz 150 D10
Пожарная техника всегда была главной в производственной программе немецкой фирмы Magirus, ведущей историю с 1866 года. Фактически имя Magirus стало синонимом добротного и качественного немецкого пожарного автомобиля. Фирма начала также с изготовления противопожарного оборудования — насосов, лестниц, пожарных линеек. В 1903 году появился и первый пожарный автомобиль марки Magirus, а в 1916 году начался выпуск грузовиков. К этому времени фирма уже освоила собственное производство ходовой части и моторов, но использовала двигатели и других фирм, например, Maybach.
В конце 30-х годов имя Magirus ненадолго исчезло из-за слияния с концерном Klockner-Humboldt-Deutz. Пожарные машины стали выпускаться под маркой Klockner-Deutz, но после войны название сменилось на Magurus-Deutz. Компания Magirus-Deutz благополучно просуществовала 30 послевоенных лет, но к середине 70-х годов 20-го века, из-за экономического кризиса, столкнулась с серьёзными трудностями.
Спасение пришло из Советского Союза, выкупившего практически все самосвалы и грузовики, выпущенные Magirus-Deutz, примерно за два-три года. Большая часть автомобилей отправилась строить БАМ и работать в Сибири, но встречались они и на московских и подмосковных автобазах, где обслуживали стройки многочисленных объектов будущей Олимпиады-80. Примерно тогда же в пожарных частях больших городов появились автолестницы марки Magirus-Deutz. Окончательно судьба Magirus-Deutz определилась в 1975 году, когда итальянский FIAT, создавая общеевропейский концерн по производству грузовиков IVECO, выкупил эту немецкую компанию.

УАЗ-469 Пожарный

УАЗ-469 Пожарный
УАЗ-469 был разработан для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров на всех типах дорог. Разработка ав томобиля началась в 1961 году, на следующий год был построен первый опытный образец. Первые УАЗ-469 сошли с конвейера Ульяновского автозавода 15 декабря 1972 года. В автомобиле в значительной степени использовалась хорошо знакомые механикам тех лет узлы и агрегаты от «Волги» ГАЗ-21. Под индексом УАЗ-469 машина выпускалась до 1985 года, после чего в соответствии с отраслевой системой 1966 года и получила четырёхзначный номер 3151. УАЗ-469 стал основным командирским автомобилем в Советской Армии. Он мог перевозить 7 пассажиров и 100 кг багажа или двух пассажиров и 600 кг, а также буксировать прицеп массой 850 кг. Внедорожники использовались не только в армии, но и в милиции, службе «скорой помощи» и в пожарной охране.

Автоцистерна ПМГ-36

Автоцистерна ПМГ-36
Советская противопожарная промышленность фактически сразу обратила внимание на шасси ГАЗ-51. Одна из первых советских автоцистерн с полностью закрытым кузовом. Выпускалась Грабовским заводом противопожарного оборудования в 1950-1953 годы. Всего выпущена 691 единица. Ёмкость цистерны для воды — 1000 л, бака для пенообразователя — 50 л. Центробежный пожарный насос ПН-25А, производительностью 20 л/с. Конструкция кузова — обшивка листами металла по деревянному каркасу. Внешние отличия — дверцы отсеков открывались в разные стороны — распахиваясь.
В 1957 году появляется опытный образец автоцистерны на шасси ГАЗ-51А следующего поколения, получивший обозначение ПМГ-36. С 1960 года автомобиль получил обозначение АЦ-20(51А)36. Серийный выпуск автомобиля закончился в 1966 году в связи с перепрофилированием завода.
Особенностью автоцистерны была попытка конструкторов использовать один из патрубков пожарного насоса для питания постоянно подсоединённого ствола «первой помощи». В серийных автоцистернах от этой идеи отказались. Ёмкость цистерны для воды составляла 1100 л, бака для пенообразователя — 50 л. Центробежный насос ПН-20 обеспечивал производительность в 20 л/с.
Автоцистерна использовалась в качестве пожарного автомобиля для крупных сельскохозяйственных предприятий и посёлков городского типа. Благодаря надёжному шасси, многие автомобили модели 36 прослужили несколько десятилетий, пользуясь любовью и уважением водителей. Данная автоцистерна восстановлена специалистами ГУП «Мосгортранс».

Цистерна ЯГ-6

Цистерна ЯГ-6
Пожарная автоцистерна на шасси ЯГ-6, изготовленная мастерскими Московской пожарной охраны. Ёмкость цистерны для воды 4000 л, центробежный пожарный насос Д-20.
История её создания началась, по всей видимости, ещё в довоенные годы. Автоцистерна отличалась от классических пожарных автоцистерн московских мастерских пожарной охраны увеличенным размером цистерны, за счёт чего было уменьшено количество мест пожарного расчёта. Прошедшая Великую Отечественную войну автоцистерна была подвергнута модернизации (или ремонту) в результате чего на неё была установлена кабина трофейного грузовика, а на подножках размещены оригинальные катушки с запасом напорных рукавов. В связи с поступлением в пожарную охрану столицы автоцистерн следующего поколения, устаревшая пожарная автоцистерна была передана в одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, где проработала длительное время. Для увеличения числа мест боевого расчёта в задней части автомобиля были установлены дополнительные сиденья.
Имеются фотографии, подтверждающие исправное состояние пожарной автоцистерны в начале 70-х годов прошлого века, когда она принимала участие в региональных соревнованиях Добровольных пожарных дружин (ДПД), защищая профессиональную честь ДПД посёлка Аксенки Пушкинского района Московской области.
Вторая жизнь автомобиля началась в 1988 году, когда он, вместе с другой пожарной техникой, собранной на просторах Московской области, был восстановлен специалистами пожарной охраны к празднованию 70-летнего юбилея Советской пожарной охраны. Кабина трофейного грузовика уступила место не совсем удачно выполненному аналогу родной кабины ярославского автозавода, а с подножек исчезли катушки для напорных рукавов. С тех пор автоцистерна хранилась на отдельном посту ПЧ-29 подмосковной Балашихи. В начале XXI века автомобиль принимал активное участие в пожарных выставках на ВВЦ.

ЗИС-6 пожарная лестница Metz

ЗИС-6 пожарная лестница Metz
В довоенные годы советская пожарная охрана комплектовалась автолестницами, приобретёнными в Германии. Отличавшиеся высокой надёжностью и качеством сборки они служили достаточно долго. Самым слабым звеном в иностранных пожарных автолестницах было шасси, страдающее от невысокого качества советских мостовых. Складывалась парадоксальная ситуация, когда шасси приходило в негодность, а комплект колен со всеми механизмами свой ресурс не вырабатывал. Специалистами пожарной охраны Москвы и Ленинграда ещё в довоенные годы была освоена перестановка иностранных лестниц на отечественное шасси. Процесс постройки такой автолестницы занимал примерно один месяц. Великая Отечественная война вмешалась в планы пожарных специалистов, и в военные годы такие работы не проводились. В первые послевоенные годы процесс приобрёл новый импульс в развитии, когда из нескольких разбитых войной автомобилей и трофейных автолестниц специалистами технической службы собирались так необходимые пожарным специальные автомобили.
Примером такого технического творчества является металлическая лестница Metz DL-26, установленная специалистами технической службы московской пожарной охраны в 1947 году на дооборудованное и усиленное отечественное шасси ЗИС-6.
Этот пожарный автомобиль, как и ряд других, был восстановлен специалистами технической службы Управления пожар ной охраны Мособлисполкома к 60-летию советской пожарной охраны в 1978 году.

На этом у меня всё, спасибо всем кто дочитал, всем желаю знакомиться с подобной техникой только на выставках!

Традиционно — подписывайтесь на мой Telegram канал в нём вы найдете самую свежую и актуальную информацию.

10 мес. Пожаловаться